Previous Entry Share Next Entry
Техника замера света с помощью экспонометров
ndrju
С момента появления ранних экспонометров на селеновых элементах в 30-ые годы, экспонометры прошли длинный путь развития. Встроенный, автоматический контроль экспозиции сделал определение экспозиции настолько легкими, что множество пользователей камер едва ли над этим задумываются. С другой стороны, особенно в профессиональном применениии, полный ручной контроль над экспозицией часто является насущной необходимостью. При съемке портрета, например, может потребоваться белый фон. Очевидно, что правильным выбором в данном случае является белый материал для фона, типа большого сплошного листа бумаги.

Тем не менее, даже если мы используем материал для фона, который мы считаем белым, он не обязательно получится белым на фотографии. На самом деле, даже осуществляя правильный контроль экспозиции, фотограф снявший объект на белом фоне может в итоге получить снимок, который имеет очень темный или даже черный фон, так же как и черный фон может быть получен белым на конечном снимке. Все, что для этого нужно - это хорошее понимание возможностей пленки, экспозиции и хороший внешний экспонометр.

Большинство внешних экспонометров в основном предназначены для измерения падающего света, однако для полного контроля экспозиции аболютно необходим также и экспонометр, меряющий отраженный свет. Давайте посмотрим на различия: экспонометр, меряющий отраженный свет, подобно всем экспонометрам встроенным в наши камеры, считывает интенсивность света, который отражается от предмета. Экспонометр, измеряющий падающий свет, с другой стороны, будет определять интенсивность света, который освещает предмет. Давайте рассмотрим на оба типа этих экспонометров и присущую им разницу.

Если мы возьмем экспонометр, меряющий отраженный свет, и направим его на объект со средней отражающей способностью (средне-серый), то его показания будут правильными. Для более легкого понимания, давайте направим экспонометр на средне-серый квадрат. Такая поверхность будет отражать “среднее” количество света, который падает на квадрат, и экспонометр реагирует соответствующим образом, давая нам определенные значение экспозиции. Что произойдет, если серый квадрат будет заменен на чисто белый без изменения освещения? Очевидно, что белая поверхность будет отражать намного больше света, который и будет зафиксирован нашим экспонометром. Замена серого квадрата на черный приведет к противоположному результату. Таким образом, при неизменной внешней освещенности наш экспонометр дет нам три разных, заметно отличающихся друг от друга, значения экспозиции.

Все экспонометры, меряющие отраженный свет, откалиброваны таким образом, чтобы регистрировать отраженый свет от объектов со средней отражательной способностью (как в случае с серым квадратом). Поэтому показания такого экспонометра, полученные для серого квадрата являются правильными. Белая поверхность будет фактически “дурачить” экспонометр, вынуждая его регистрировать более высокую интенсивность освещения, также как черный квадрат - вынуждает экспонометр регистрировать более низкую интенсивность освещения. И показания экспонометра в обоих случаях будут неправильными. И как результат - экспонометр будет интерпретировать результаты замера таким образом, что приведет к тому, что во всех трех случаях мы получим на пленке три серых квадрата.

Это как раз та ситуация, когда экспонометр, меряющий падающий свет, имеет огромные преимущества. Он регистрирует только относительную яркость освещения объекта. Результаты замера для среднесерого объекта приведут к тому, что на снимке он будет тоже среднесерым. Как следствие, более светлая поверхность будет светлее, а более темная будет более темной и на фотографии.

Таким образом, может показаться, что для точных установок экспозиции на камере экспонометр, меряющий падающий свет является правильным выбором. В большинстве случаев - это действительно так.
Но что по поводу белого фона? Параметры экспозиции, которые мы выбираем, должны быть такими, чтобы не только главный объект съемки получился правильно проэкспонированным, но и (в нашем случае) белый фон - тоже.
Большинство современные пленок имеют динамический диапазон в семь ступеней. Передержка (по сравнению со среднесерым) на 3 ступени даст на пленке белый цвет, также как недодержка на 4 ступени - даст черный. Это легко проверяется, методом замера равномерно освещенного белого фона по отраженному свету. Сначала мы открываем диафрагму на три ступени больше, чем показания экспонометра и фотографируем. Затем, последовательно уменьшая экспопараметры в сторону недодержки с шагом в -1/3EV, делаем очередной снимок (вплоть до значения -4EV по сравнению с показанием экспонометра). Проявленная пленка будет содержать различные оттенки серого, которые могут быть получены с помощью недодержки/передержки различной степени (белый и черный, в данном случае, также рассматриваются как оттенки серого).
Например, в случае белого фона необходимо убедиться, что этот фон действительно передержан на три ступени. Это делается следующим образом:
По падающему свету определяем правильную экспозицию объекта съемки с помощью экспонометра, тем самым получая точные экспозиционные параметры съемки. Эти показания должны привести к передержке белого фона на три ступени для того чтобы он действительно получился белым.

Для проверки этого, все, что нам нужно сделать - это переключить экспонометр в режим замера по отраженному свету. В этом случае экспонометр будет замерять свет, который отражается фоном. Если он на самом деле показывает передержку в 3 ступени, тогда фон получится белым. Фон был бы белым и в случае передержки на 4 или 5 ступеней, но это уже будет неразумным, так как в этом случае фон будет отражать настолько сильный свет, чтоб скорее всего, приведет к засветке или потере деталей на границах объекта съемки.
Таким образом, для фона очень важно получить передержку именно в 3 ступени.

Если показания экспонометра при замере по отраженному свету дадут передержку меньше, чем в 3 ступени, то, конечно, это является простой интерпретацией того, как будет выглядеть фон. Например, передержка фона в 2 ступени приведет к тому, что в результате фон получится светло-серым. Передержка же в 1 ступень тоже приведет к получению светло-серого фона, но более темного, чем в предыдущем случае. Съемка точно в соответствии показаниям экспонометра приведет к получению нейтрально-серого фона, в то время как последовательно увеличивающаяся недодержка будет давать все более и более темно-серый фон (вплоть до черного при недодержке на 4 ступени).

Пример: замерив освещенность объекта съемки, мы получили следующее значение экспопары: [1/60, f/5.6].
Для фона, который должен получиться светлее на 3 ступени, экспонометр должен показать [1/60, f/16].
Если бы мы сняли сцену с диафрагмой f/16, тогда фон бы получился среднесерым, но так как реальные параметры для основного объекта съемки требуют f/5.6, то, снимая с f/5.6, для фона мы получим передержку в 3 ступени по сравнению с диафрагмой f/16.
Имеет ли значение то, что на самом деле цвет фона - белый? Нет, не имеет!

Если фон освещается таким образом, что по сравнению с основным объектом он имеет +3 ступени - он получится белым независимо от реального цвета или яркости.
С другой стороны, если передержка фона будет меньше, чем 3 ступени, то он получится не белым, а в разной степени серым, красным, зеленым (в зависимости от его реального цвета), а с недодержка в 4 ступени даст нам черный фон.

[img:17d8cab6d7]http://www.f32.com/articles/images/a006i001.jpg[/img:17d8cab6d7]

Фотография, приведенная выше, является хорошим примером того, как с помощью хорошего, внешнего экспонометра можно "просчитать" - как будет выглядеть фотография.

Интенсивность яркого света, очерчивающего контуры лица в профиль и руки, был намеренно подобрана (изменена) для съемки так, чтобы получить передержку в 1 ступень. Эту экспозицию мы определили по падающему свету, а затем открыли диафрагму на 1 ступень больше показаний экспонометра.

Остальная часть лица должен получиться темным, но не потерять детали...
Для этого была выбрана недодержка в 2 ступени. Опять-таки, интенсивность света для этого изменялась таким образом, чтобы экспозамер по падающему свету показал -2 ступени.

Эта фотография, на самом деле, была снята в студии с белыми стенами и при этом не использовались никаких черных материалов для фона.
Объект съемки находился приблизительно на расстоянии 9 метров от фона (стен). На таком расстоянии фон достигало настолько мало света, что замер по отраженному свету показывал недодержку в 3 ступени.
На исходном отпечатке можно, на самом деле, заметить небольшую разницу в плотности темной части рук и фоном (который все-таки был слегка светлее).

Этот способ контроля экспозиции был бы невозможен без хорошего внешнего экспонометра, обеспечивающего замер как по падающему, так и по отраженному свету, и, конечно, ни одна, даже изощренная, система автоматического замера экспозиции, не позволила бы бы сделать всего этого.

Подобная же техника применялась и к данной цветной фотографии.

[img:30605bf915]http://www.f32.com/articles/images/a006i002.jpg[/img:30605bf915]

Правильная экспозиция была определена с помощью замера по падающему свету. Использовалась точечная подсветка через голубую пленку. Для относительно глубокого голубого была выбрана передержка в 1 ступень, которая была достигнута подбором фоновой подсветки и контролировалась с помощью замера по отраженному свету.
Можно ли было в этом случае контролировать экспозицию по падающему свету? Вовсе нет.

Несмотря на то, что замер по падающему свету может определить относительную яркость источника света, он не может дать хоть какую-нибудь информацию о количестве света, отражаемым фоном. А замер по отраженному свету именно это и делает. Поэтому для полного контроля света, описанного выше, абсолютно необходимо иметь возможность мерять как падающий, так и отраженный свет.
Необходимо также заметить, что множество эеспонометров требуют отсоединения сферического колпачка (насадки), предназначенного для замера падающего света, и присоединения насадки для замера отраженного света. Как оказалось, такие экспонометры - не очень удобны в вышеописанных ситуациях. Практика показала, что более удобными являются экспонометры, позволяющие сменить тип насадки простым сдвигом.

Может ли экспозиция быть замеряна только по отраженному свету? Да, может, но это - более трудная задача, особенно при портретной съемке, где мы имеем дело с большим разнообразием оттенков кожи. Для большинства белокожих людей оттенки кожи являются слишком светлыми и, при замере по отраженному свету, обычно приводят к недодержке, и, соответственно, слишком темнst оттенки кожи - к передержке.

Замер же по падающему свету правильно определяет экспозицию для оттенков кожи, независимо от того, насколько светлой или темной она является (при этом он корректно работает как для цветных, так и для черно-белых пленок).

Хорошей иллюстрацией этого является данная фотография.

[img:30605bf915]http://www.f32.com/articles/images/a006i003.jpg[/img:30605bf915]

В качестве единственного источника света использовался простой рассеянный источник - зонт. Естественно, с его помощью, в основном, получилась очень темная фотография. Замер по падающему свету в направлении источника света легко дает правильные экспопараметры съемки. Большинство экспонометров, предназаначенных для замера отраженного света, дали бы неправильные парметры (исключая, возможно, только экспонометры дающие возможность точечного замера).
Любой автоматический замер (включая автоматический матричный замер, контролируемый встроенным процессором фотокамеры, независимо от ее производителя) был бы "обманут" тем, что снимаемая сцена - темная.

Одним из часто задаваемых вопросов является вопрос о том, куда направлять экспонометр при замере по падающему свету в том случае, когда используются несколько источников света. Это, разумеется, зависит от вашего подхода к вопросу освещения. Я знаю, что множество фотографов, особенно при портретной съемке, устанавливают освещение, регулируя нужные соотношения между источниками света с последующим контролем по экспонометру. Я лично предпочитаю осуществлять полный визуальный контроль. Моя философия состоит в том, что ни один экспонометр "не знает" - что является "правильным" светом для каждого человека. Более того, у меня есть стойкое ощущение, что освещение должно быть установлено так, что подчеркнуть его индивидуальность. А "предустановленный" свет это делает не всегда. Поэтому я всегда устанавливаю свет под конкретную задачу. Определившись с характером освещения (как в вышеприведенном примере) я начинаю работать с основным источником света, переходя при необходимости потом к заполняющему свету. Другими словами, я настраиваю источники света до тех пор, пока мне не начинает нравиться. Затем, для замера экспозиции, я направляю экспонометр падающего света на основной источник света (это может быть софт-бокс, зонт, ширма, окно или любой другой). Это дает мне правильные экспопараметры и все остальное становится на свои места.

Одно предупреждение по поводу диапазона измерений экспонометра. Использование камер большого формата вынуждает использовать такие диафрагмы, как f/32 или f/45. Чтобы использовать вышеописанный контроль света для получения действительно белого фона, возникает необходимость работы с экспонометром, способным работать с диафрагмами типа f/90 или f/128. В то время как некоторые экспонометры дают такую возможность для постоянного источника света, только очень немногие из них позволяют делать то же самое и для электронных вспышек. То же самое справедливо и для измеряемых величин максимальных выдержек. Хотя очень длительные выдержки обычно не нужны, в этом отношении было бы очень хорошо иметь достаточный запас для работы при всех, возникающих ситуациях при съемке. В моей практике были ситуации получения выдержки в один час.

Фотография внизу не является компьютерной обработкой.

[img:30605bf915]http://www.f32.com/articles/images/a006i004.jpg[/img:30605bf915]

Она получена двойной экспозицией при помощи микроскопа и тщательно установленного светопропускающего экрана с изображением проецируемой на него Земли. После установки освещения с помощью замера по падающему свету была определена соответствующая экспозиция и первый кадр был сделан только с черным фоном. После точной установки светопропускающего экрана был сделан замер изображения Земли по отраженному свету. В данной ситуации замер по падающему свету не будет работать, так как отсутствует источник подсветки. Вместо этого должен быть сделан замер реальной яркости проецируемого изображения Земли, и это может быть сделано только замером по отраженному свету. Экспонометр был расположен точно напротив светопропускающего экрана над коричневой областью, видимой в центре данной фотографии. Необходимости в поправках к экспозиции не понадобилось, потому что цвет изображения Земли имеет нейтральную плотность. С этими экспопараметрами фон и был сфотографирован.

Для проверки правильности экспозиции повсеместной практикой cреди профессиональных фотографов является использование камер Polaroid. Хотя, в действительности, в этом нет ничего плохого, тем не менее, является полезным уметь правильно и надежно мерять параметры экспозиции самому, так как некоторые фотографические ситуации просто не дают достаточного времени для использования камер Polaroid.

Фотография, приведенная ниже, и является примером этого.

[img:30605bf915]http://www.f32.com/articles/images/a006i005.jpg[/img:30605bf915]

Фасад этого здания обращен на запад. Поэтому для съемки было выбрано освещение заходящего солнца (вторая половина дня/ранний вечер). Чтобы усилить голубое небо, я решил также использовать пленку, предназначенную для съемки при лампах накаливания (tungsten). Как только начало темнеть был сделан точечный замер входа в здание и лестницы. Поскольку они имели плотность очень близкую к нейтральной, то замер по отраженному свету дал реальные параметры экспозиции. Я периодически повторял этот замер, чтобы убедиться, что ничего не изменилось. Для получения глубокого синего неба необходима поправка вплоть до +1. В это время суток освещение быстро меняется. Для получения правильной экспозиции с помощью точечного замера мерялось небо прямо над зданием. Как только плотность неба достигло величины в +1 (по отношению к основой экспозиции, замерянной ранее) через короткие промежутки времени были сделаны снимки (до тех пор пока небо не стало нейтральным по плотности). Эти изменения в освещении происходили настолько быстро, что никакие тестовые съемки с помощью камеры Polaroid не помогли бы. Ни один из приведенных в данной статье примеров не был сделан с помощью Polaroid. Зато эти примеры показывают, как хороший экспонометр может стать неоценимым инструментом для полного контроля экспозиции.

И еще... Многие фотографы используют большие листы бумаги для получения цветного фона и временами это на самом деле - хороший выбор. Однако цветные пленки могут во многих случаях делать практически то же самое, к тому же с полным контролем света.
И вообще, использование белого материала для фона обычно приводит к относительно светлым, пастельным цветам, так как такой фон отражает большое количество естественного света в дополнение к фоновому свету. В этом отношении являются полезными поверхности серого цвета. Однако, если нужны чистые, насыщенные цвета, наилучшим выбором может оказаться плоский черный фон из бесшовной ткани.

Тест, подобный приведенному выше, может быть сделан и для черного фона. Независимо от цвета пленки, поправка в +3 ступени даст нам белый цвет, а поправка в -4 ступени - черный. Съемка с шагом в 1/3 ступени даст нам представление о том, какие плотности цвета могут быть получены. Это, между прочим, дает повторяемые результаты с теоретически абсолютной точностью, если будут использоваться один и тот же материал для фона и одна и та же пленка. В этом отношении наивысшая точность воспроизведения может быть достигнута для слайдовой пленки. Но хорошая фотолаборатория с помощью набора контрольных цветов может достичь того же результата для негативных пленок и последующих отпечатков. Процесс фотографирования неизбежно требует установки экспозиции. Чем больший контроль экспозиции мы можем осуществлять, тем лучше будут получаться наши фотографии. Кроме камеры, наиболее важный инструмент - это сам фотограф, его или ее знания о контроле экспозиции и помощь хорошего экспонометра для отраженного/падающего света.

  • 1
Два способа замера экспозиции. Для каких ситуаций больше подходит тот или другой способ?

Замер по падающему свету будет более точен всегда, кроме случаев когда в кадре есть источник света, например пейзаж. При замере по падающему свету в пейзаже получим верную экспозицию для зданий, травы и прочего что находится на земле, а вот небо будет скорее всего пересвечено. Хотя если небо не важно, например портрет в контровом свете, то замер по падающему сразу же даст нужную экспозицию для нормальной экспозиции человека.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account